?

Log in

No account? Create an account

Рыжие · интересности


НеОБЫЧНОЕ рисование. Малышковый примитивизм.

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *

Сколько раз, взяв в руки карандаш, я пыталась нарисовать Рыжику хотя бы простейшую зверюшку, - и каждый раз наталкивалась на некий барьер в голове: вроде бы и понимаешь и видишь, что хочешь изобразить, но что-то мешает. Мешает настолько, что даже каракули получаются неестественными, если вы понимаете, о чем я...



...Мне примерно пять лет. Комната залита ярким солнечным светом, и я рисую. Перейдя от первых бессознательных каракуль, рисую первых сознательных в своей жизни головоногов. Все, как полагается. Нет, сначала не как полагается, потому что у меня был головоног-папа и головоног-мама. С примитивно изображенными первичными половыми признаками. Голые головоноги.



Все предугадали реакцию мамы, находящуюся рядом со мной? Ну-ка, ну-ка, вспомните, как часто вам родители (в любом возрасте!) позволяли изображать НЕобщественное, СВОЕ, краснеющее за вас щеками? Да никогда! А кому это позволялось, в того сейчас тычут пальцами и говорят: конечно, он гений, так как ему в его сопливом детстве все позволялось. Все-все. Все-превсе. И даже рисовать голых людей. В пять лет. И все равно это неправильно! Лучше я буду не гением, а просто ПРИЛИЧНЫМ человеком.
Ну так вот: реакция мамы тоже была приличной: нет, НЕТ. И НЕТ! Так нормальные люди не выглядят. Нормальные люди ходят в шортиках-штанишках (кто не догадался, это папы), и в платьицах (понятно — мамы), и между ногами у них плавная линия одежды, а не что-то там ЕЩЕ. ...Через час я уже бодро рисовала правильные шортики и подходила к маме для одобрения и похвалы.

Не буду рассуждать, куда могли бы завести меня рисунки голых людей в столь юном и ранимом возрасте, не вмешайся так «своевременно» мама. Марать бумагу я после этого не перестала, но с тех пор, сколько помню себя, я умела только хорошо СРИСОВЫВАТЬ, повторять и воспроизводить. Но не научилась делать главного. ТВОРИТЬ. По-настоящему, без стеснения, без оглядки.

Рождение ребенка начало потихоньку ставить все на свои места, и мне пришлось заново открывать в себе каракули, голых головоногов и предпринимать робкие попытки освободиться от рамок. Это трудно. Очень. Я перфекционист ведь махровый. Но я стараюсь. И, видимо, иногда неплохо получается, когда мне приходят сообщения от людей, которые пишут: «Как просто, и как здорово! А ведь я так еще в детстве рисовал, но забыл».

А потом мне попадаются на пути книги, про которые часто слышишь: «Вот примитивизм, а ведь супер!» и «Эх, попадись мне эта книга в детстве...». И ведь я на самом деле понимаю, что да - иногда в нашей жизни нужны такие книги. Не жить по книгам, не копировать их, а созерцать их, давая волю фантазии, а творить по ним, пытаясь докопаться до своей подкорки, пробить эту черепушечную броню и высвободиться наконец, не загоняя себя в рамки. Кто сказал, ну объясните, кто придумал, что каракули это плохо? Что кривые детские рисунки - это ужас и "из него великий художник точно не вырастет" и "я так и не научился за свою жизнь даже солнце нормально рисовать, чего ж хотеть от него". Нет? Не говорите? Значит думаете! Кто сказал, что головоноги в три года должны быть похожи на Мону Лизу Леонардо? А солнце должно быть похоже на солнце? А взрослые дядьки, которые издают книги с несерьезными рисунками, глядя на которые вы понимаете, что когда-то вы ведь тоже так калякали? И так думали. И так хотели. Только забыли. Не забывайте!

Мне пришло много сообщений после неОБЫЧНОГО рисования, где в каракулях нужно было искать образ. Для многих это оказалось проблемой. Человек не видит, он привязан к осязаемым вещам, к обыденности. И даже если находит, желает, чтобы это что-то получилось необыкновенно прекрасным. Но наша цель — не видимое прекрасное, а то, что у нас внутри. Сложно? Не сомневаюсь.

Нарисуйте тогда обыденность, начните с нее. И придумайте ей... сказку! Начните с простейшего. Возьмите фломастер-ручку-карандаш, поставьте закорючку на листке бумаги, или человечка, или палец, а потом вот так ррраз- и придумайте для него... задание. Что это? Что оно может сделать? Что с ним можно сделать? Об этом элементарном занятии почему-то многие не помнят. Почему-то считают своим долгом вот так сесть — и в тридцать лет нарисовать Мону. Лизу. Даже лучше, чем у Леонардо. И при этом никогда, даже в детстве, не покалякав предварительно.

Ну вот...Что он может сделать? Палец этот? Постучать по столу — рисуйте стол. Согнуться — рисуйте его таким. Порезаться, покрутить у виска, погладить мороженое, потрогать воздух, посинеть, стать горячим, прочертить линию, дотронуться до носа, светиться в темноте, держать, нажимать, выгибаться, стучать, мокнуть, дергать, прикасаться к губам, протыкать снег, сцарапывать штукатурку, нервничать... Это игра. Это все ваши серые клеточки. Это - ваш внутренний мир.

Это как хокку — два слова, а уже потрясающий стих с глубоким смыслом. Кто не умеет писать стихи — начните с хокку. Кто не умеет творить — начните с листьев. Кто не умеет фантазировать — прочтите этот пост еще раз ))))



Поэтому вот вам еще один вариант неОБЫЧНОГО рисования.
Вернее, вариантов несколько, но все это вариации одного варианта )))):

Вариант А. Рисуете первое, что приходит в голову и выдумываете задание для него (пример с пальцем).

Вариант Б. Путем поступательного пририсовывания к первоначальной заготовке различных элементов, превращаем, например, кружок сначала в божью коровку, затем коровку - в бабочку, а бабочку - в прыщавого подростка :))) Помните, как в Уроке рисования ПриМы-Курска? Мне это казалось высшим пилотажем, пока моя трехлетка не сделала из волн лист дерева, из листа — окно, окно затем превратилось в воздушный шар, который в свою очередь стал грызуном (в интерпретации ребенка — кошка). Вся эта трансформация осуществилась буквально в считанные секунды — я даже не успела зафотографировать поэтапность.




Вариант С. От бразильской школы дизайна. Перекликается с вариантом А, только это еще больше берет штурмом ваш мозг: из множества абсолютно одинаковых элементов надо придумать множество различных вещей и ситуаций, где их можно было бы использовать. Распечатайте себе на листке, а то и на стену сделайте огромный постер: и каждый день по рисунку. Одного листа на полгода хватит. У кого больше, а? Невероятно сложное задание, хочу вам сказать. У меня после получасового скрипения мозгами получилось всего ничего, и то три варианта подсказала трехлетняя дочка, хотя поначалу казалось, что задание — проще простого. У папы Рыжика — с воображением получше, хоть он и физик (что тоже является еще одним стереотипом, наверное :): ну типа физики стереотипно должны быть исключительно логичны).


IMG_5356 IMG_5355
Слева мое. Справа - папы-физика.

Тест на креативностьТест на креативность
pin

VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг



Вариант Д. Если сложно рисовать и придумывать самим — есть более простой вариант: попробуйте покреативничать по рисункам от Таро Гоми. Назовем это начальным уровнем ))))) Японец Таро Гоми предлагает фантазировать в изобразительном искусстве, как итальянец Джанни Родари - в литературе. И не важно, кто из них был "первооткрывателем" или последователем, важно, что оба эти человека перевернули привычный, и ставший уже обыденным, мир.

IMG_5340 IMG_5342
Кстати, хочу отметить, что вот эти толстенные контуры просто как бальзам на душу для щепетильных родителей и детей: ребенку сложно вылезть за него, рисунок смотрится очень органичным и аккуратным.


И вот. Гоми вам для вдохновения. Распечатайте для всей семьи или для офиса — и устройте конкурс на самую-самую каляцкую-маляцкую картинку (кстати, только что Лабиринт запустил тоже Конкурс "Твори с Таро Гоми" . Так что рисунки в любом случае не выбрасывайте, а высылайте на конкурс). Сравните свой результат с рисунком ребенка: и если ваш мало чем отличается от детского — вы еще не потеряны для общества )))))


VFL.RU - ваш фотохостинг VFL.RU - ваш фотохостинг


VFL.RU - ваш фотохостингVFL.RU - ваш фотохостинг

при нажатии на картинку откроется больший формат.



Делитесь результатами, не стесняйтесь. Замечательно было бы заламинировать страницы, и каждый раз рисовать что-то новое на них. Смываемым маркером. Ну или стираемым. Есть такие. Чтобы не на один раз, а на много. И каждый раз по-разному. Ну или вставить листы в файл прозрачный. Тоже выход. А еще круче нанести такой рисунок на стену в детской, а ребенку предложить каждый раз придумывать новый сюжет и малевать на стене, сколько душе угодно — чем-нибудь стираемым, естественно. А еще!...

А еще, ребята, вспоминайте, какими вы были в детстве! И учите этому своих детей. Не забывайте его. Детство. Дайте психотерапевтам передышку )))))))




П.С. Кто дочитал до конца — плюсик в творческую карму! И да пребудет с вами ТАЛАНТ!

* * *
* * *
[User Picture]
On April 10th, 2013 12:33 pm (UTC), artnika_v commented:
Как здорово! Спасибо за такой полезный пост, внесла себе в закладки, хочу распечатать эти все картинки и дать своим ученикам как домашнее задание.
On April 10th, 2013 12:35 pm (UTC), sonnenspiel replied:
Спасибо! Я вообще любуюсь работами Ваших учеников! Выложите проделанное домашнее задание у себя в блоге? Мне будет очень интересно посмотреть.
[User Picture]
On April 10th, 2013 12:44 pm (UTC), artnika_v replied:
Как сделают, обязательно покажу :-)
On April 10th, 2013 01:02 pm (UTC), sonnenspiel replied:
Спасибо!
On April 10th, 2013 01:10 pm (UTC), sonnenspiel replied:
Кстати, только что Лабиринт запустил Конкурс "Твори с Таро Гоми" . Так что рисунки ни в коем случае не "выбрасывайте", а высылайте на конкурс )) http://www.labirint.ru/news/7812/
[User Picture]
On April 11th, 2013 07:25 am (UTC), artnika_v replied:
Прочитала про конкурс, не знаю успеем ли, но надо постараться.
On April 11th, 2013 07:28 am (UTC), sonnenspiel replied:
Да, детям было бы интересно поучаствовать. Время еще есть - больше двух недель, а работы просто прикрепить на сайте лабиринта. Так что, думаю, вы успеете )
[User Picture]
On April 11th, 2013 09:33 am (UTC), artnika_v replied:
Завтра как раз у нас занятие, если дам детям на дом задание, то к следующей пятнице принесут, правда, как всегда не все. Но попробовать надо, конечно.
* * *

Previous Entry · Leave a comment · Share · Next Entry